ЕГЭ по литературе в 2017 году
Выпускнику — о Едином государственном экзамене по литературе
ЕГЭ по литературе: для чего он нужен?
Экзамен по литературе не относится к числу обязательных. Однако результаты этого экзамена требуются в вузах при поступлении на многие специальности. Например:
1
Филология

2
Журналистика

3
Телевидение

4
Актерское и вокальное искусство


ЕГЭ по литературе в цифрах
42

столько первичных баллов можно получить за выполнение всей работы
(=100 тестовым баллам)
28

столько первичных баллов можно
получить за выполнение первой части
14

столько первичных баллов можно получить за выполнение второй части

235 мин.

время на выполнение всех заданий экзамена
~45 тыс.

столько человек сдавали ЕГЭ по литературе в 2016 году
7,1%

от общего числа выпускников выбрали ЕГЭ по литературе в 2016 году
Структура экзамена и содержание КИМ
Структура экзаменационной модели по литературе не претерпела существенных изменений по сравнению с ЕГЭ 2016 года.

Ниже перечислены 8 основных разделов содержания школьного курса литературы, по которым оценивается уровень подготовки экзаменуемого:
Сведения по теории и истории литературы

Из древнерусской литературы

Из литературы XVIII века

Из литературы первой половины XIX века

Из литературы второй половины XIX века

Из литературы конца XIX – начала XX века

Из литературы первой половины XX века

Из литературы второй половины ХХ века

В экзаменационной работе выделены 2 части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1
Часть 1 содержит задания к анализу литературных произведений. Вы должны хорошо владеть знанием содержания и художественной структуры изученных в школе произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы и различные виды тропов, язык писателя и средства обозначения авторской позиции и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения в широком историко-литературном контексте.

Общая структура 1 части работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание содержания конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его родо-жанровой принадлежности.
Предлагаемый в начале работы фрагмент эпического (лироэпического) или драматического произведения, сопровожден
9-ю заданиями:


Задания 1−7 с кратким ответом, требующие написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;

Задания 8−9, требующие написания связного текста в объеме 5−10 предложений.

Ко второму тексту (стихотворение или фрагмент лирической поэмы) отнесено 7 заданий:

Задания 10−14 с кратким ответом, требующие написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;

Задания 15−16, требующие написания связного текста в объеме 5−10 предложений.
Требования к выполнению заданий к фрагменту эпического (лироэпического) или драматического произведения лирическому стихотворению едины.

Следование предложенному алгоритму работы позволит Вам выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст, т. е. сопоставить данное произведение с произведениями других авторов на основании их проблемно-тематической близости.

Среди заданий базового уровня сложности, как и в предыдущие годы, выделяется задание 4 (установление соответствия): процент его выполнения в сравнении с остальными заданиями по-прежнему невысок – 47%. Данный результат свидетельствует о слабом знании сюжетной основы произведений.
Отметим, что этот тип задания не требует знания периферийных деталей текста, материал задания строится только на ключевых сюжетных элементах и основных персонажах.

Исправлению ситуации может содействовать:
– правильно организованное повторение,
– сопоставление вновь изучаемого произведения с ранее изученным по разным аспектам анализа,
– отработка подхода к выполнению заданий такого типа.
Многие участники экзамена также не справляются с заданием №13 базового уровня сложности. От участника требуется провести самостоятельный поиск средств художественной изобразительности в тексте с указанием трех терминов из пяти предложенных. Причины ошибочного выполнения заданий данного формата сводятся к следующему:

а) незнание видов тропов и неразличение их в тексте (выпускники с низким уровнем подготовки по предмету);

б) уверенность в «обязательном» присутствии того или иного элемента (выпускнику кажется, что инверсия есть в любом поэтическом тексте, но в предложенной для анализа строфе ее может не быть);

в) попытки идентифицировать художественное средство при отсутствии его очевидных признаков (экзаменуемый находит «что-то вроде» гиперболы вместо настоящего тропа).

Часть 2
Часть 2 работы требует от экзаменуемых полноформатного развернутого высказывания на литературную тему (сочинение).
Три предложенные на выбор темы охватывают важнейшие вехи историко-литературного процесса:

17.1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.;
17.2 – по произведениям второй половины XIX в.;
17.3 – по произведениям XX в.

Необходимо выбрать только один из вопросов и дать на него ответ в виде сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Работа такого типа дает возможность выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, понимание художественного своеобразия произведения и нюансов авторской позиции.
Советы по работе во время экзамена
При надлежащей подготовке задания с кратким ответом не должны отнять много времени и сил, а основное внимание должно быть уделено заданиям, требующим развернутого ответа. Если какое-либо из заданий базового уровня сложности вызывает затруднение, его лучше пропустить и вернуться к нему позже. Возможно, ответы на другие задания наведут вас на верное решение «неподъемного» вопроса.

Большинство ошибок, которые допускают экзаменуемые при выполнении заданий с развернутым ответом, связано с невнимательным прочтением задания и игнорированием его сути. Вместо прямого ответа на поставленный вопрос нередко можно встретить рассуждение «обо всем понемногу»: о значимости произведения в творчестве автора, об основных героях, их поступках и так далее. Между тем, вопрос был нацелен на особенности конфликта в произведении, о проблеме чести и долга и тому подобное.

В общем виде все необходимые советы и разъяснения даны в «Инструкции по выполнению работы» перед вариантом КИМ. Следование этим советам позволит вам успешно организовать свою работу на экзамене, а инструкции помогут правильно оформить ответ и напомнят об особенностях критериев оценивания развернутых ответов.

Залогом успеха на экзамене является хорошее знание текстов художественных произведений, знакомство с содержанием учебников и умение создавать собственный текст аналитического характера.

Саму экзаменационную работу лучше выполнять по частям (в принципе, последовательность выполнения частей работы зависит от вашего выбора).
Полезная информация

Сайт ФИПИ
Первое общее представление о том, с заданиями каких типов вы встретитесь на экзамене, можно составить, познакомившись с демонстрационным вариантом КИМ ЕГЭ по литературе. Его можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
На этом сайте также есть Открытый банк заданий ЕГЭ, где вы найдете сотни заданий из экзаменационных работ прошлых лет. Вы можете не только посмотреть эти задания, но и выполнить их.

Кроме того, советуем обязательно ознакомиться с кодификатором и спецификацией КИМ ЕГЭ. Оба этих документа есть на сайте ФИПИ.

Кодификатор содержит перечень элементов содержания, проверяемых заданиями экзаменационной работы. В спецификации описаны ее структура и содержание.
Контакты
http://www.ege.edu.ru/ru/

Телефон «Горячей линии» Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ:

8 (495) 984-89-19

Made on
Tilda